Гитарная мастерская "Metla"

+7-920-024-11-01

+7-960-198-55-76

Вопрос мастеру

Можно ли звучать точь-в-точь как тот или иной гитарист?  Многие способны подражать своему кумиру. Но речь идёт лишь о копировании стиля. Так или иначе, в их игре присутствуют собственные индивидуальные особенности, которые, тем не менее, могут звучать хорошо, но не быть похожими на оригинал.

Итак, на что стоит обратить внимание при движении к этой цели?


 

Чтобы повторить манеру исполнения вашего любимого гитариста, помимо инструмента вам понадобятся его «руки». Посмотрите видео с его участием и проследите индивидуальности в игре.

Как движутся его руки  между ладами? Скользит ли он вдоль грифа (как, например, шредеры) или делает много остановок, играя жёстко (как большинство блюзменов)?

Обратите внимание на то, как рука обхватывает гриф. Использует ли он большой палец левой руки для зажатия басовых струн или нет?

Какие вибрато этот гитарист больше предпочитает: быстрые или медленные? Какова их амплитуда?  Например, Joe Satriani использует всю кисть для вибрато, качая струну перпендикулярно грифу, в то время как B.B.King  делает мягкие вибрато, параллельные грифу.

Проследите за правой рукой, чтобы понять, с какой динамикой играет музыкант. Сильно ли он извлекает каждую ноту, буквально высекая, или же скользит по струнам как при свипе?

Посмотрите, на какой высоте висит гитара на ремне, когда гитарист играет стоя. Важно обратить внимание на угол, под которым висит гитара относительно земли. Задран гриф вверх или параллелен полу? Это позволит понять, как расположен  медиатор относительно струны, и, гораздо важнее, в каком месте струны происходит звукоизвлечение. Звук, полученный над бриджевым датчиком, будет отличаться от звука над нековым. Поэтому нужно понаблюдать за тем, как ходит рука при движении от низких струн к высоким: под углом или перпендикулярно.


 

Не стоит заморачиваться над типом гитары, на которой играет ваш любимый исполнитель. Многие стремятся приобрести сигнатурный инструмент в надежде, что он даст им тот самый звук. К сожалению, это чаще всего не так. Исключением является тот вариант, когда ваш кумир ДЕЙСТВИТЕЛЬНО играет на концертах или в студии на своих сигнатурных моделях, что встречается довольно редко. Чаще всего их инструменты звучат по-другому, хотя могут и выглядеть также. Отличия могут быть в звукоснимателях, бридже, даже дерево может отличаться. Так что будьте осторожны, покупая подписную гитару.


 

Не так важна сама гитара в целом, как её составные части. Допустим, ваш кумир играет на Fender Stratocaster. Суть в том, что, подобрав правильную гитару, можно получить близкое звучание и на Ibanez, и на ESP. Вся суть в компонентах.


 

Важным шагом на пути к достижению звука является калибр струн вкупе с динамикой вашей игры. Узнать  какой калибр струн использует ваш кумир в эпоху интернета не так сложно. Вы будете удивлены,  узнав, что большинство гитаристов звучат довольно тяжело и резко на сравнительно тонких струнах. К примеру, Billy Gibbons из ZZ TOP предпочитает ультра-лёгкие струны 7-38 или 8-42. Толщина струн со временем начнёт формировать вашу динамику звукоизвлечения.


 

Переходим к высоте струн. Большинство шредеров предпочитает очень низкую высоту струн, так как это позволяет добиться хорошей скорости игры. Однако высота влияет не только на удобство игры, но и на звук. Опустив струны пониже вы услышите, что в аппарат пробивается небольшой дребезг  об лады, что придаёт звучанию особый колорит. А «олдскульные» гитаристы приподнимали струны повыше,  чтобы проще извлекать искусственные флажолеты.


 

Следующее  – это длина мензуры. Если ваш кумир играет на Stratocaster, вы должны убедиться, что ваша гитара тоже имеет длину мензуры 25,5’’. На гитаре с мензурой 24,75’’ звук будет уже не настолько яркий, а атака слабее.


 

Тип звукоснимателя не менее важный фактор. И речь идёт не о конкретной модели, а скорее о его принципиальном устройстве. Хамбакер это или сингл, активный звукосниматель или пассивный. Если это хамбакер, то как он устроен: классический или рельсовый? а может быть, стэковый?


 

Идём дальше -  конфигурация и положение звукоснимателей. Предположим, у вашего кумира звукосниматели  H-S-H (хамбакер-сингл-хамбакер), однако на практике  средний датчик не используется, либо там вообще стоит «пустышка». Следовательно, не обязательно приобретать гитару такой конфигурации, главное, чтобы были 2 хамбакера.

Положение звукоснимателя также играет роль. На  некоторых инструментах (Kramer Baretta) бриджевый хамбакер стоит под углом (как сингл на стандартном страте), что делает звук нижних струн теплее, а высоких чуть ярче.


 

Теперь, высота звукоснимателей. Найти информацию о том, какая высота датчиков у того или иного гитариста трудно. Однако попробуйте отрегулировать её сами, прислушиваясь к тому, как меняется звук. Вам не обязательно покупать звукосниматель той же марки, которую использует ваш любимый музыкант. Достаточно  сделать звук вашего нынешнего звукоснимателя ярче, просто приподняв его ближе к струнам.


 

Если у гитары винтажные низкие лады (как например, на старых фендерах), то нужно прижимать струну прямо к накладке грифа. В то время как высокие лады, а может даже в сочетании со скалопированным грифом, требуют лёгкого нажатия и позволяют добиться необычной артикуляции при игре. Такое можно встретить в гитарах Yngwie Malmsteen и Steve Vai.


 

Вы не поверите, но многие гитаристы действительно ими пользуются! Проследите, в каких местах композиции они меняют свой звук благодаря этим крутилкам. Сбавляют «газ» на спокойных моментах, и выкручивают на полную в ярких местах песни.


 

Более толстый медиатор позволит вам играть с чуть более яркой атакой. С тонким медиатором вы будете мягко скользить по струнам, получая более тёплый и сглаженный звук.


 

Есть множество отличных усилителей, которые могут выдать очень разнообразный звук. У них может быть приятный чистый канал и яростный hi-gain. Но дело в том, что зачастую известные гитаристы применяют более узконаправленные усилители. Например, более злые, чистый канал которых слегка подгружен, а лёгкий овердрайв  всё равно очень сердит.

Когда вы настраиваете ваш усилитель и пытаетесь получить «тот самый» звук, важно постоянно сравнивать результат с оригиналом. Если это проигнорировать, вы получите тот звук, который нравится вам, но он может быть далек от оригинала. Не слушайте ребят на форумах, которые говорят про выкручивание верхов или низов на максимум/минимум, доверяйте своему слуху.


 

И здесь брэнд, под которым выпускается эффект, имеет значение. Например, флэнджер от MXR очень сильно отличается от фленджера от BOSS. Посмотрите внимательно на фотографии педалбордов ваших гуру. Постарайтесь понять, что идёт до преампа, а что после.


 

Не забывайте, что студийная версия той или иной композиции может немного отличаться от того, что гитарист на самом деле играет. Даже на живых выступлениях присутствует звукоинженер, который следит за эквалайзером, громкостью и другими важными вещами, которые могут изменить звук.


 

Каждый из этих пунктов не очень сильно влияет на ваше звучание, но вместе они приближают вас к желаемому результату. Также хочется отметить,  что люди, которые очень долго шли к тому, чтобы звучать как кто-либо из именитых гитаристов, скажут вам в один голос, что вся магия… она в руках. И будут правы, самое главное -  это часы тренировок и осознание музыки и стиля игры, а не оборудование.